Этот автомобиль сама японская компания считает, если не революцией, то «посланником новой эры». Действительно ли водородомобиль способен полностью изменить представление о современных транспортных средствах?
Toyota усиленно готовила почву для появления водородомобиля в течение нескольких лет. Речь даже не об инженерной работе и испытаниях – компания поступательно формировала образ новой модели как символ начала новой эры и ультрасовременных технологий. Разумеется, здесь не обошлось без маркетинга и пиара, что, впрочем, нисколько не умаляет заслуг японской компании.
Началось же все гораздо раньше. Еще в 1839 году британский физик и химик Уильям Гроув выяснил, что хорошо известный на тот момент процесс электролиза обратим. Иными словами он установил, что водород и кислород можно соединить, получив воду, при этом в ходе электрохимическиой реакции будет происходить выделение тепла и электричества, но горение для протекания реакции не требуется. Так был открыт принцип действия топливных элементов – именно они лежат в основе силовой установки водородомобиля. Иногда их называют и топливными ячейками.
Открытый Гроувом принцип оказался невостребованным с практической точки зрения еще добрую сотню лет – на то не было предпосылок. К топливным элементам решили вернуться в 30-е и 40-е гг. прошлого века. Американцы начали производить их в 50-е, тогда же были построены первые экспериментальные транспортные средства – топливные элементы устанавливали на трактор, гольф-карт и даже мотоцикл. Разумеется, о массовом производстве речи не шло. Работали над топливными элементами и в Советском Союзе – производство их началось в 60-х и, в основном, было связано с космической промышленностью.
Что касается автомобилей, то экспериментальные модели строились регулярно во многих странах, в том числе и в России. К слову, помимо Toyota свои программы продолжают развивать Nissan, Ford, Hyundai, Volkswagen, General Motors и, разумеется, Honda. Именно Honda принадлежать пусть скромные, но все же успехи в области массового производства авто на топливных элементах. С 2008 года компания производит модель FCX Clarity, которую предоставляет в лизинг в Японии и США. Объемы, правда, невелики – от нескольких десятков до сотен.
Столь длинное предисловие вовсе не для того, чтобы показать, что Toyota Mirai не есть что-то абсолютно новое и революционное, отнюдь. Напротив, появление этот модели - момент во многом закономерный, к нему автомобильная промышленность шла долго и порой без особого энтузиазма. А теперь – к самому автомобилю.
Облик Toyota Mirai стал законченным осенью прошлого года – тогда на автосалоне в Токио японская компания показала концепт FCEV в облике седана. В предыдущие годы экспериментальной платформой служил кроссовер, а именно Toyota Highlander. Но совершенно новый авто потребовал и соответствующего дизайна.
Назвать Mirai красивым непросто – внешность его скорее запоминающаяся и необычная. Возможно, именно эту цель преследовали дизайнеры, но некоторые элементы в дизайне обусловлены именно конструкцией. В частности, огромные воздухозаборники по углам переднего бампера служат, как утверждается, одновременно и для питания силовой установки кислородом и для ее охлаждения.
Глава Toyota Motor Акио Тойода (Akio Toyoda) отметил, что Mirai, помимо высоких технологий, обладает «спортивным характером». Многие японские, европейские и американские издания склонны согласиться с этим. Например, The Telegraph пишет о «понятной и прогнозируемой управляемости» и отсутствии каких-либо особенностей, выдающих в Mirai водородомобиль. Стоит отметить и то, что, благодаря чрезвычайно низкому центр тяжести автомобиль весьма устойчив, несмотря на немалый вес в 1 850 кг. Это немало для автомобиля, габариты которого составляют 4 890 х 1 815 х 1 535 мм (длина, ширина и высота соответственно).
Органы управления, да и сам процесс начала движения очень напоминают Prius – нажатие клавиши, несколько секунд на опрос и проверку систем и можно ехать. При этом разгоняется Mirai гораздо приятнее, нежели самый популярный в мире гибрид. Разгон мощный и поступательный – 100 км/ч водородомобиль набирает за 9,4 с. Единственное, чего при этом не хватает – бодрого звука двигателя. Разумеется, это дело привычки, но электрическое подвывание и постанывание пока еще не настолько ласкают слух. При этом тишина в салоне при обычных режимах движения практически полная.
Mirai – переднеприводный автомобиль со всеми особенностями данной схемы. Учитывать немалый вес все же стоит, особенно при активном маневрировании.
Водород хранится в специальном баке под давлением в 700 МПа. Конструкция бака – особая. Его стенки состоят из трех слоев и выполнены из композитных материалов. Утверждается, что это самая прочная часть во всем автомобиле. Расположен бак под задним сиденьем, поэтому посадка у задних пассажиров достаточно высокая. Места над головой тем, кто выше 185 см будет, скорее всего, не хватать, но в коленях с пространством проблем нет. Задний диван предназначен только для двоих.
Кстати, чтобы заправить бак водородом требуется около 5 минут, но сделать это можно не только на специальной станции, но и лишь при помощи ее сотрудника. Заправочная горловина находится под лючком в левом заднем крыле – здесь ничего необычного. Одной заправки должно хватить на 480 км пробега – это данные производителя. Проверить их в реальных условиях пока не удалось.
Как известно, единственным «выхлопом» автомобиля на топливных элементах является вода. На панели Mirai есть клавиша с надписью «H20». С ее помощью можно сбросить накопившуюся воду, но особой необходимости в этом нет – с целого бака выйдет не больше нескольких стаканов. Тем не менее, такая кнопка лишний раз даст владельцу водородомобиля ощутить себя обладателем чего-то очень нового и необычного.
Общая мощность силовой установки автомобиля составляет 113 кВт (153 л.с.) крутящий момент – 335 Нм. В конструкции использованы традиционные никель-металл-гидридные аккумуляторы.
Еще одним необычным моментом является то, что Mirai может использоваться в качестве электростанции. Производитель не приводит конкретных цифр на этот счет, но утверждается, что на одной заправке Mirai может обеспечивать электричеством небольшой дом или квартиру в течение недели. Соответствующий интерфейс расположен под обшивкой в багажнике.
Раз уж речь зашла про багажник, то стоит упомянуть, что он лишен каких-либо возможностей трансформации. Трудно было ожидать иного, учитывая схему расположения бака с водородом. «Запаски» у Mirai не предусмотрено вовсе – только минимальный набор инструментов и ремкомплект шин.
В течение 2015 года Toyota планирует построить около 700 Mirai. Большая их часть будет реализована в Японии и Соединенных Штатах, в Европу отправится немного автомобилей: в основном в Великобританию и Германию. Одна из причин этого также неразрывно связана с сущностью водородомобиля – в мире еще нет инфраструктуры для их массовой эксплуатации. Иными словами, заправить Mirai водородом можно быстро, но попросту негде. В Японии сеть заправочных станций только начинает строиться, в США она присутствует также в зачаточном состоянии и лишь в нескольких штатах. Работы идут и в Европе, но пока рано говорить о том, что в обозримом будущем водородные заправки будут встречаться так же часто, как обычные бензиновые.
Действительно ли водородомобили способны изменить мир? Вопрос слишком сложный, чтобы быстро ответить на него после презентации первой массовой модели, при том, что массовой она является лишь номинально. Один из главных вопросов – водородная инфраструктура. Касается это даже не столько строительства сети заправок, но именно производства водорода и его стоимости.
Например, в Японии Toyota планирует предлагать покупателям Mirai водород бесплатно. Почему? Возможно потому, что пока трудно адекватно оценить реальную его стоимость, в сравнении с бензином. В США один из производителей водорода предлагает его по цене в 10 долларов за кг. Это делает его, учитывая расход конкретной модели после всех подсчетов, едва ли не вдвое более дорогим, чем бензин.
Но вопрос не только в цене. Одним из главных плюсов водородомобиля заявлена его высочайшая экологичность, но и здесь может повториться история, в свое время едва не подпортившая репутацию гибридам. От половины до трех четвертей водорода в промышленных масштабах производится из природного газа, то есть из невозобновляемого ресурса. Разумеется, есть и альтернативные технологии, но стоимость конечного продукта сводит на нет все прочие преимущества. Пока положение дел будет сохраняться в таком виде, Mirai и ему подобные авто будут лишь «предвестниками новой эры», но никак не реальными игроками на автомобильном рынке.
Впрочем, еще полтора десятка лет назад мало кто верил в успех гибридов, а Toyota до сих пор не была замечена в том, что вкладывает серьезные средства в малоперспективные проекты… Что ж, прекрасное далеко, я начинаю путь?
|