Пятое поколение приходит на смену версии, которая, несмотря на частую критику в свой адрес, смогла обеспечить модели просто фантастические объемы продаж: 2017 стал самым успешным годом за всю историю модели, только на американском рынке было продано более 400 000 авто. На этом фоне мало кто ожидал от Toyota резких движений в отношении сверхпопулярного кроссовера, но японская компания решила действовать иначе. В отличие от эволюционных изменений, как, например, у нового Subaru Forester, RAV4 изменили кардинально.
Сама Toyota признается, что решение стало непростым, но тщательно взвешенным. Четвертое поколение было «кроссовером, похожим на легковую машину», в то время как пятое больше тяготеет к внедорожникам. Этим компания обозначила своеобразное возвращение к третьему поколению RAV4, косвенно показав, что четвертое было эволюционным тупиком. Излишне критиковать уходящую версию, впрочем, не стоит: несмотря на множество очевидных преимуществ новинки, есть моменты, вызывающие некоторые вопросы.
Угловатый дизайн нового RAV4, чем-то одновременно напоминающий американские пикап Tacoma и внедорожник 4Runner не дает усомниться в том, для какого именно рынка создавали эту модель. Это и не является секретом: США главный регион для RAV4. В течение 13 предыдущих лет RAV4 строили на одной и той же платформе, но теперь подоспела вездесущая TNGA, которую новинка делит, например, с Camry. Подсознательное сравнение с одним из самых популярных седанов Toyota не случайно: их объединяют и двигатели, хотя в Camry 2,5-литровая «четверка» звучит гораздо тише. 8-ступенчатый «автомат», впрочем, настроен отлично, и даст RAV4 немалое преимущество перед конкурентами в глазах консервативных покупателей, не желающих иметь дело с вариаторами у Honda и Subaru.
Смещение акцента легко заметить и по дорожному просвету. У уходящего поколения минимальный показатель составлял 155 мм, у версии Adventure 165 мм. У нового поколения даже в гибридной версии XSE Hybrid он составляет 205 мм, а у Adventure – 218. Больше только у Subaru Forester и Jeep Cherokee Trailhawk, да и то на несколько миллиметров. При этом центр тяжести, благодаря TNGA, расположен ниже, управляемость не только не ухудшилась, но наоборот. Конечно, RAV4 не претендует на провокационный характер Mazda CX-5, но рулевое управление, благодаря новому электроусилителю, действительно стало острее и интереснее.
Еще более существенными можно считать изменения, касающиеся полного привода. Если прежде его присутствие было для RAV4 скорее номинальным, то теперь все иначе: будут предлагать три различные схемы. Базовая останется без существенных изменений – ее получат все бензиновые варианты, кроме Adventure: при пробуксовке передней оси будет подключаться задняя. Продвинутая схема с векторным распределением крутящего момента между колесами задней оси будет у Adventure – этим она будет напоминать разработку Acura. Наконец третий вариант с независимым электродвигателем, приводящим заднюю ось, будет у гибрида. При этом даже наиболее простая схема полного привода подверглась модернизации: изменили настройки и ввели раздельные режимы для нескольких типов поверхности, включая грязь, песок и снег.
Особое отношение у компании к гибридной версии. Toyota уверяет, что она создана не просто для повышения экономичности, но и в «качестве наиболее спортивной» - такого с RAV4 прежде не случалось. Действительно, по данным производителя, бензиновая 2,5-литровая версия до 100 км/ч разгоняется за 8,1 с, а гибридная, с силовой установкой на основе того же двигателя, но с увеличенной степенью сжатия и работающего по циклу Аткинсона, за 7,8 с. Суммарный показатель мощности XSE Hybrid – 219 л.с. бензиновых вариантов – 203 л.с.
Экономичность обещана на весьма высоком уровне. Расход у бензинового RAV4 в базовой (и самой легкой) комплектации LE с передним приводом составляет 8,1 л/100 км в смешанном цикле. Более оснащенные Adventure и Limited с полным приводом расходуют 8,7 л/100 км в том же режиме. Гибрид может похвастать расходом в 5,7 л/100 км в городе, 6,4 на трассе и 6,0 л/100 км в смешанном цикле.
Важно, что гибрид, при соответствующем уровне оснащения, всего на 800 долларов дороже бензинового RAV4. Даже при не самом благоприятном исходе, разница окупится всего за пару лет, за счет экономии топлива – это один из лучших показателей для гибридов Toyota.
Под стать радикальным изменениям во внешности автомобиля и преображение салона. Здесь не все однозначно, но плюсов все же больше. Сразу о минусах: спереди стало чуть теснее по высоте, особенно если в крыше есть люк. Багажник, возможно, стал менее функционален за счет скошенных задних стоек крыши. В то же время компания утверждает, что длина багажного отсека выросла на 50 мм, а удобство перевозки грязной поклажи выросло: легко моющееся покрытие теперь у тыльных сторон спинок задних сидений.
Рослым задним пассажирам также, может показаться малым запас по высоте, но в коленях пространство выросло на 15 мм, а в плечах - на 25 мм. Общее качество материалов, пожалуй, выше, но натуральной кожи нет вовсе: ее заменила искусственная SofTex. Сама компания признает, что без этого материала «невозможно было бы добиться столь большого разнообразия цветовых гамм отделки». По части эргономики нет претензий к месту водителя, а материалы здесь действительно хороши. Это особенно заметно в мелочах, например, в прорезиненной окантовке «крутилок» климата и громкости. Двумя подстаканниками теперь удобно пользоваться, есть беспроводная зарядка Qi для смартфонов (за отдельную плату).
На ходу бензиновый 2,5-литровый RAV4 показался не столь резвым на разгон, как обещали паспортные данные, однако запас мощности ощутим, а динамика адекватна. Некоторые претензии есть лишь к шумоизоляции моторного отсека. У гибрида с динамикой дела лучше, заметна и работа по оптимизации работы силовой установки: подключение ДВС ощутимо, но не столь резко, как прежде. Есть еще один заметный момент – система распознавания дорожных знаков действительно помогает, причем не совсем так, как заявлено: в реальности она может заметно сократить количество ложных срабатываний системы старт-стоп, когда водитель притормаживает перед знаком «уступи дорогу» - прежде отключения ДВС в такой ситуации были делом привычным.
Цены американского рынка традиционно невысоки, но базовые версии RAV4 заметно подорожали, в то время как максимальные остались на прежнем уровне. Стартовая версия LE стоит от 26 545 долларов, промежуточная XLE – от 28 345, XLE Premium – 30 545, а верхняя Limited – 34 545. Почти столько же просят за XSE Hybrid – 34 745, а внедорожная Adventure обойдется в 33 945 долларов.
|